Торговое судоходство и пиратство в классическую парусную эпоху
Торговцы и пираты развивали свои флоты параллельно с военным. Для них строились самые разнообразные парусные суда, имеющие и на сегодня более 200 типов и куда большее количество разновидностей. В классическую же парусную эпоху их, по всей видимости, было куда больше. Больше настолько, что лишь немногие виды торговых и рыболовных парусных судов мы ныне можем четко классифицировать. В основном это наиболее распространенные типы - бусы, гукоры, полякры, каты, кечи, флейты и т. д.
СодержаниеСвернутьРазнообразие торговых кораблей Вооруженные купцы или приватиры? «Рабские корабли» Корабли пиратовРазнообразие торговых кораблей
Объяснить такое несоответствие можно тем, что в эпоху паруса ввиду наличия развитого пиратского промысла владельцы гражданских парусников старались вооружаться, в том числе и пушками. В случае необходимости такие суда могли постоять за себя, а при наличии опасности для страны - и дополнить боевые эскадры, как это часто бывало в Англо-голландских войнах. Но практически всегда торговые и рыболовные парусные суда по всем характеристикам, кроме грузоподъемности и объемов трюма, уступали военным кораблям. Зато внешне, на первый взгляд, от них мало чем отличались.

Пушки на торговых и рыболовных парусных судах устанавливались не только как оружие. Поскольку отсутствовало радио, лишь артиллерия, вместе с системой флагов расцвечивания (или сигнальных флагов, практически без изменений используемых и в современных флотах), являлась довольно эффективным и крайне необходимым сигнальным средством, особенно если путь коммерческого парусника пролегал в водах не только собственной страны.
Ведь при заходе в порт нужно было несколькими холостыми выстрелами извещать об этом, да и встреча в открытом море с другим парусником тоже сопровождалась соответствующим салютом. Причем выработанная система сигналов, эффектно выглядевших внешне и довольно далеко слышимых (набором последовательных артиллерийских выстрелов парусник, подвергшийся нападению, извещал об этом), была четкой и незыблемой на протяжении столетий.
Рекомендуется к прочтению: Военная парусная «мелочь»
Да и современные военные флоты ею частично пользуются, правда, в основном в парадной или торжественной обстановке. Не зря на суперсовременных боевых кораблях в качестве вооружения имеются и 2-4 салютные пушки.

Однако для тех мирных по назначению и малых по размерам парусников, что ходили у побережья (так называемое каботажное судоходство), артиллерией можно было и пренебречь. Не ставили ее, как правило, и на рыболовные суда, так как ловить рыбу в открытом океане тогда не умели, и промысел в основном велся в прибрежных морях, опять-таки на малых парусных суденышках. И дабы повысить эффективность этого процесса, рыболовные суда, как правило, осуществляли добычу рыбы целыми промысловыми флотилиями.
А вот океанские просторы в качестве вотчины для промысла оставались территорией военных кораблей. Но добывали в океанах в основном китов. Каботажное же судоходство выдало и огромное разнообразие типов и классов малых парусных кораблей, многие из которых мы, имея даже их изображения, четко идентифицировать не можем. Несмотря на огромное разнообразие различных каботажных судов, центров их появления и строительства все же было не так уж и много. Всего лишь три: Средиземноморье, Британские острова и Нидерланды.

Средиземноморские каботажные торговые и рыболовные парусники создавались на уникальном сочетании античных (галеры, дромоны, корбиты), средневековых общеевропейских (нао, неф) и локальных, прежде всего итальянских, традиций. При этом колоссальным фактором, влияющим на эволюцию типов средиземноморских парусников, были арабы со своими достижениями в области строительства вездесущих доу и скоростных пиратских шебек. В результате на Средиземном море появилось большое количество прежде всего парусно-гребных судов, причем оснащенных исключительно латинским парусом.

Связано это было в основном с крайне благоприятными погодными условиями Средиземноморья, позволявшими мореходам вплоть до конца XIX в. активно пользоваться веслами и прибрежными ветрами - бризами, для улавливания которых больше подходил именно латинский парус. Наиболее же примечательными и весьма распространенными средиземноморскими судами являлись двухмачтовые мостико и трабакколо.
Возможно вам будет интересно: Флот в Англо-голландских войнах
Первые представляли собой очень маленькие, но с длинным и узким корпусом суденышки водоизмещением 40-80 т и экипажем в 5-9 человек. Мостико в основном осуществляли небольшие перевозки грузов на короткие расстояния вдоль знакомого их морякам побережья, а также ловили рыбу у своих берегов. Между тем, мостико активно использовали греческие пираты, или патриоты, особенно в Эгейском море, в качестве легких боевых судов и брандеров для борьбы с турецкими шебеками, корветами и даже фрегатами.

Несколько большее распространение получил трабакколо, который появился примерно в XV в., в отличие от более позднего мостико, время создания которого датируется только XVIII в. Трабакколо как тип каботажного парусника наиболее активно использовался в Адриатическом море, в первую очередь как транспортное судно, и строился из дуба или лиственницы. Обладая изрядной для своих скромных размеров (длина около 20 м) грузоподъемностью - от 50 до 200 т, он, тем не менее, нес на двух мачтах стандартное латинское парусное вооружение и съемный бушприт.
Трабакколо имел острые образования носа и кормы (причем она, как правило, богато украшалась) и массивный руль, глубина погружения которого превышала осадку по килю. Трабакколо был и остается в настоящий момент тихоходным и маломаневренным парусником, хотя на нем и обеспечены неплохие условия пребывания экипажа численностью до 20 человек. Это стало возможным прежде всего благодаря расположенной на палубе массивной палатке (от ее названия, собственно, и произошло наименование этого типа), которая в XIX в. стала заменяться стационарной надстройкой.
В морях, окружающих Британские острова, особенно в Ирландии, Шотландии и на Гебридских островах, весьма распространенным типом каботажного парусника был бирлинн. Появился он очень давно, примерно в I в. до н. э. как гребно-парусное каботажное транспортное судно. За тысячу лет его развития форма корпуса бирлинна серьезно изменилась - видимо, под влиянием норманнского судостроения.

И теперь поднимаемый на его единственной мачте прямой парус большой площади был уже основным, а не вспомогательным, как ранее, типом движителя. Корма парусника получила транцевые образования, а массивный руль, как и на трабакколо, выходил за пределы осадки килем. Однако высота борта оставалась довольно маленькой, что не позволяло этому паруснику выходить далеко в море. Зато гребцы могли свободно работать на веслах, которых было 12-15 пар. Однако бирлинн оказался уж очень локальным парусником каботажного плавания, распространенным в весьма далеких от основных торговых путей Западной Европы районах.
Неслучайно поэтому в северо- и западноевропейских морях распространение получили в основном голландские каботажные парусники, происхождение которых так или иначе идет от норманнского кнорра. Наиболее типичным их представителем, вне сомнения, является биландер (от голландских слов bij - «рядом» и land - «суша»).
Рекомендуется к прочтению: Создание и развитие классификации парусных кораблей
Это было небольшое парусное двухмачтовое судно с плоским днищем, появившееся в Нидерландах в начале XVII в. На фок-мачте это судно несло рейковые паруса. А на грот-мачте - трапециевидные, которые по всей длине прикреплялись к рею, расположенному в диаметральной плоскости под углом 45° к горизонту. Плоское днище биландера позволяло ему ходить по многочисленным мелководным каналам, являющимися отличительной особенностью страны, где он был создан.

Однако вполне надежная конструкция этого небольшого каботажного судна, максимальная грузоподъемность которого не превышала 100 т, позволяла ему доходить с товарами даже до берегов Италии и Турции. Постоянное развитие биландера с целью увеличить его мореходность и грузоподъемность с одной стороны, и скоростных и маневренных качеств - с другой, привела к появлению двух совершенно новых на первый взгляд типов - ката и полякры.
Кат оказался просто увеличившимся в размерах биландером, днище которого для увеличения мореходных и грузоподъемных качеств судна получило уже килевое образование. Благодаря этому относительно простому решению удалось более чем в два раза увеличить грузоподъемность этого торгового судна. Интересно, что кат послужил прототипом и для первых торговых судов России времен Петра Великого, вошедших в историю под названием архангельских торговых. От голландского прототипа архангельские торговые суда отличались худшим качеством постройки и, соответственно, долговечностью. Правда, по бортам, ближе к корме судна, было сделано два специальных порта (творила), через которые грузили бревна с воды.
Полякра (polacre), получившая свое название от замерзающего иногда у берегов Северного моря, использовалась в основном рыбака